Короткометражки Дерека Джармена / The super8 programme Отношения Джармена и с классикой, и с авангардом равно проблематичны. В обоих случаях он чувствовал себя как рыба в воде, и вместе с тем заданные рамки казались ему тесны. Он был радикалом и в искусстве, и в сфере нравов, и, конечно, в политике. C 1971 года Дерек Джармен начинает снимать свои первые короткометражные фильмы. Работая с пленкой Super 8 mm, он снимает 17 короткометражек до выхода в 1976 году фильма «Себастьян». К формату Super 8 mm Джармен возвращается на протяжении всей своей жизни, используя его и в некоторых своих полнометражных картинах. В фильмах нет диалогов, перевод не требуется. Лишь в «Пиратской пленке» на весь фильм зациклена произносимая Берроузом фраза: «Мальчики. Школьные душевые и плавательные бассейны полны ими». Фильмы «Прогулка» и «Украденные яблоки для Карен Бликсен» немые. 1. Искусство зеркал / The Art of Mirrors (1973) 2. Пиратская пленка / Pirate Tape (W. S. Burroughs Film) (1983) 3. Поездка в Эйвбери / A Journey to Avebury (1971) 4. В тени Солнца / In the Shadow of the Sun (1980) 5. Прогулка по острову Мон / A Walk on Møn (1973) 6. Психическое ралли на небесах / TG: Psychic Rally In Heaven (1981) 7. Украденные яблоки для Карен Бликсен / Stolen Apples for Karen Blixen (1973) 8. Сад Луксора / Garden Of Luxor (1972) 9. Светлячок / Глиттербаг / Glitterbug (1984) 1. Искусство зеркал / The Art of Mirrors (1973) Горящие страницы. Ветер разносит золу. Красота и Порок как 2 грации. Красота — это женщина в роскошном газовом платье. Порок с головой чёрта светит зеркалом в экран. Проходит юноша со свечой. Геометрия форм и движений. Сфинкс на красном фоне отражается в свете зеркала. Бумага догорает. Зеркало переходит в руки женщины. Она приближается, и отражения от зеркала в ее руках все сильней бьют прямо в камеру. Бумага догорает на фоне пирамид. «Одно из самых дорогих для меня "сотворчеств" — с Дереком Джарменом, с которым мы в середине 60-х вместе учились. Те годы оказались и для него, и для меня во многом определяющими, в моей студии он снял свой первый фильм. С Derek работалось очень легко. Людям нравилось работать с ним, потому что он был непринужденным и легким в общении, а кроме того, у него всегда было много идей. Позже я помогал ему в работе над костюмами к некоторым его фильмам. Впрочем, он и сам создавал костюмы и даже победил в 1975 на конкурсе "Альтернативная Мисс мира"». Эндрю Логан (Andrew Logan) Эндрю Логан — основатель конкурса «Альтернативная Мисс Мира», на котором призы присуждаются совсем не за красоту, а за культовость персонажа и трэш-гламурность. Logan известен как художник и скульптор. Его произведения хранятся в Национальной портретной галерее Лондона, музее «Метрополитен» (Нью-Йорк) и во множестве других музеев и частных собраний. Музей его скульптур открыт в Уэльсе. Среди поклонников Логана — покойная королева-мать. Логана прославили работы, выполненные в уникальной технике — с использованием зеркальных фрагментов. Более 30 лет он создает скульптуру из столь необычного для монументального искусства, «антискульптурного» материала, как зеркало. В разных странах он установил запоминающиеся «монументы»— таковы 6-метровый «Пегас Миллениум» с зеркальными крыльями или композиция «Вселенная улыбок» для EXPO-2000 в Ганновере. 2. Пиратская пленка / Pirate Tape (W. S. Burroughs Film) (1983) Музыка: Psychic TV. Зарисовка посвящена William S.Burroughs, автору «Naked Lunch», «Диких мальчиков», «Порта Святых», «Дезинсектора», «Джанки» и др., посетившему этот магазин в 1983. Визуальный ряд как бы преломляет вид уже старого William S.Burroughs на лица и тела молодых хастлеров: преемственность поколений или неизменность человеческих пороков? Подробнее (+ альбом Call Me Burroughs): vk.com/wall-52526415_16666 3. Поездка в Эйвбери / A Journey to Avebury (1971) Это действительно поездка в Эйвбери. Мы можем наслаждаться прекрасными картинами: скошенные поля; дорога; пасущиеся тут и там овцы; скирда соломы; огромные камни, лежащие и стоящие словно исполины; и деревья купаются в оранжевом свете заката. В фильме ощущается недостаток действия и звука, но много красивых кадров. Эйвбери (Avebury) — относящийся к эпохам позднего неолита и ранней бронзы культовый объект, состоящий из мегалитических гробниц и святилищ. Находится в Англии. Состоит из огромного кромлеха площадью в 11,5 гектара и диаметром свыше 350 метров, окруженного рвом и валом, с расположенными вдоль его внутренней кромки примерно 100 каменными столбами, каждый весом до 50 тонн. Вблизи комплекса Эйвбери находятся мегалитические гробницы и длинные земляные курганы. По оценке археологов, комплекс был создан и интенсивно использовался в период с 2100 года до н. э. по 1650 год до н. э. Сооружения Эйвбери ученые связывают с культурой колоколовидных кубков. 4. В тени Солнца / In the Shadow of the Sun (1980) Музыка: Throbbing Gristle. «В тени Солнца» — не единое произведение, а сборник нескольких фильмов на пленке Супер-8. В этих ранних работах, которые не столь прямолинейны и более экспериментальны, чем более поздние полноэкранные фильмы, Джармен пробовал себя в новом искусстве съемки кино. Кадры, выбранные из отснятого в начале 1970-х, накладываются поверх сцен из автопутешествия в 1980 с замедлением или протяжкой, создавая насыщенные и одновременно воздушные образы. Первоначально отснятый материал был замедлен, добавлен цвет и пульсация. В итоге получилась видеоконструкция, иллюстрирующая учения Каббалы и Юнга об архетипичном прошлом, которое скрыто в каждом из нас. В этом экспериментальном фильме Дере Джармен проводится разделение между ощущением и восприятием, как от испепеляющего света Солнца, который сродни мраку. 5. Прогулка по острову Мон / Ashden's Walk on Mon (1973) (название короткометражки Джармена в точности не переводимое) Галактика. Ветка дерева. Травинки на ветру на фоне звездного неба. Лес и человек, поднимающийся по ступеням. Камера ускоренно следует за ним, потом между деревьев. Женщина и группа туристов. Деревянные мостки и, снова, галактика, проступающая сквозь изображение. Вот и море. Песчаный берег и отвесная скала. Китайская пагода. Кочки на болоте. Кое-где проступает вода. 6. Психическое ралли на небесах / TG: Psychic Rally In Heaven (1981) Выступление группы «Throbbing Gristle» (Щелчки суставов) из альбома «The Second Annuel Repart» 23.12.1980 в 2:00 утра. Peter Christopherson после распада TG в 1978 вместе с John Balance создал группу Coil. В 1984 вышел 1-й официальный студийный релиз Coil — 12-дюймовый сингл на L.A.Y.L.A.H. Antirecords «How To Destroy Angels». Первая сторона сингла — 17 минут низкочастотного дарк-эмбиента с глухими вибрирующими гонгами. Hа второй стороне в разных печатках были записаны разные виды тестовых шумов. Hадпись на обложке гласила: «Ритуальная музыка для аккумуляции мужской сексуальной энергии». В период с 84-го по 86-й Coil работают вместе с давним другом режиссером Derek Jarman над фильмом «The Angelic Conversation» и записывают для него саундтрэк, а в 1993 к «Blue». В 87-м году Coil сотрудничают с писателем и режисером Clive Barker и записывают саундтрэк к его фильму «Hellraiser», однако голливудский продюсер заменяет музыку на более мэйнстримовую, и она не входит в фильм, но выходит на 10-дюймовой EP «The Unrealesed Themes From Hellraiser». 7. Украденные яблоки для Карен Бликсен / Stolen Apples for Karen Blixen (1973) Лицо девушки во весь экран, наклонившей голову и вслушивающейся в какие-то звуки, не слышные зрителю. Лес. Осень. Облетают листья. Снова лицо девушки во весь экран. Мужская рука срывает яблоки. Лает собака, отгоняя непрошеного гостя. Но ветер уносит ее лай. Яблоки падают в подол платья. Мужчина все продолжает их срывать. Улыбка на лице пожилой женщины говорит о том, что в ее воспоминаниях остались эти прекрасные моменты, когда для неё кто-то крал яблоки в чужом саду. Джармен еще раз использовал сюжет воспоминаний о юности в новелле «Конец дня» фильма «Ария» (1987), когда пожилая женщина вспоминает о проводимом времени когда-то в юности на берегу моря вместе с молодым человеком. 9. Светлячок / Глиттербаг / Glitterbug (1984) Просто уникальный фильм. Сублимация постановочной части многих фильмов Дерека Джармена. Различные фоновые сюжеты, перенесенные из других фильмов режиссера, соединены в единое целое так мастерски, что фильм, по своей структуре состоящий из отрывков и разрозненных эпизодов, смотрится как своеобразный коллаж-иконостас. В «Глиттербаге» (название фильма редко переводят) Джармен использует раритетные кадры и из собственного кионоархива: из его студии на Темзе (мы даже можем увидеть самого постановщика с камерой наперевес в стенном зеркале), с задворок сцены на конкурсе трансвеститов «Альтернативная Мисс Мира», с репетиции и концерта танцора Майкла Кларка. Конец 80-х — это Тильда Суинтон в превосходной сцене в саду, позаимствованной затем в фильме «Орландо». Для создания такого коллажа эпохи Джармену было из чего выбирать – он слыл необычайно плодовитым автором, снимая и продюсируя по два фильма в год. Музыку к «Светлячку» написал знаменитый Брайан Ино. Название фильма точно соответствует стилю повествования: блестящее, светящееся нежным мерцающим светом, нежное и трагическое таинство. Последний титр картины гласит: «Последняя стена. Последний взгляд». Дерек Джармен умер 19.02.94, едва закончив монтаж этого фильма. Фильм Дерека Джармена «Blue» (1993): vk.com/wall-52526415_16070 Дерек Джармен. «Хрома». Книга о цвете: vk.com/wall-52526415_16073